Демо банннер 1920х80
623701 г. Березовский, ул. Гагарина, д. 7
Версия для незрячих

Война и мир, и любовь, и фейри

  • Автор: Сара Джанет Маас
  • Издательство: Азбука-Аттикус

С циклом "Королевство шипов и роз" у меня получилась интересная история. Случайно, на Pinterest мне попался хороший фан-арт. Я такая: "О! Что-то интересненькое! Надо про этих ребят почитать". Порылась в Интернете, перепутала цикл "Королевство шипов и роз" со "Стеклянным троном" и погрузилась в ад… 24 часа не прекращающегося ментального фейспалма. Просто выключить книгу я не могла, потому что привыкла дослушивать-дочитывать начатое. К концу, у меня было ощущение, что Сара Джанет Маас засунула мне в голову блендер, взбила мозг в пюрешку и медленно, с наслаждением выпила его через трубочку, вставленную в ухо.
А алгоритмы Pinterest, тем временем, вдохновенно засыпали меня интересными фан-артами на "Королевство шипов и роз". И я такая: "Ну, хорошо, Сара, дам тебе второй шанс…"
Просто удивительно, как один человек может настолько по-разному писать!
"Стеклянный трон" хотелось забыть как страшный сон, а цикл "Королевство шипов и роз" забыть, чтобы перечитать заново!
После "Трона" я от творчества Маас многого не ждала, расслабилась и… в "Королевство шипов и роз" меня затянуло, как хомячка в пылесос, неожиданно, стремительно и безвозвратно. Поначалу, история казалась слишком утрированной: злые сёстры, тихо-амёбный папаша, пятнадцатилетняя девчонка, скачущая по лесам с девизом "нож в печень, никто не вечен!" все голодают, страдают и бессмысленно грызутся. Но потом становится интересно. Невероятно интересно для серии, написанной в жанрах янг-эдалт и ромфант.
10 причин, почему "Королевство шипов и роз" интересный книжный цикл:
1. В первой книге Маас замахнулась на шотландскую балладу про Тамлина и Дженнет, и вообще на европейский фольклор, связанный с фейри. И очень неплохо справилась! Баллада раскрыта нестандартно, а фейри наоборот здорово каноничные, но это-то как раз и самый смак, потому что за последние 30 лет как-то уже утомило читать о возвышенных благородных эльфах или про униженный-угнетённый партизанящий волшебный народ. У Маасовских фейри всё хорошо, они не сильно благородные, сами кого хошь унизят и угнетут.
Во второй книге интересно обыгран (не буду спойлерить, какой) греческий миф и снова история раскрыта нестандартно.
В третьей книге Маас уходит в свободный полёт. Иногда писателям, которые опираются на народный фольклор сложно оторваться от первоисточника и каждая новая книга становится просто пересказом старых сказок на новый лад. Маас в эту ловушку не попала.
2. У Маас нет картонных второстепенных персонажей. Всё вплоть до мимо проходящей фейри-русалки будут раскрыты. Все имеют свою историю, характер и место в сюжете.
3. У Маас нет бессмысленных диалогов и действий, так же нет (как поначалу может показаться) утрированности. Если читатель не понимает какие-то слова или действия персонажа, то они 100% будут объяснены в следующих главах или книгах. Вот серьезно, вплоть до того, почему кто-то посмотрел на героиню глазами "обкакавшейся мышки" и исчез в неизвестность.
4. Сюжет не простой и линейный, а живой и многогранный.
Например, в первой книге вшита огромная сюжетная линия, которая раскрывается только во второй. И это делает "Королевство шипов и роз" одним из тех книжных циклов, которые хочется полностью забыть, а затем перечитать заново. Или просто перечитать, чтобы посмотреть на ситуацию с точки зрения другого персонажа.
5. Маас обходит клише. Как старые (вроде дам в беде, прекрасных лЫцарей и т.д. и т.п.), так и современные. Поначалу чувствуются фанфикшеновские ушки (если я правильно понимаю). Маас выросла из американских сайтов самиздата, плюс в первой книге чересчур много сильных-независимых-женщин и почти нет стоящих мужских персонажей, но ушки быстро втягиваются, а сильные женские персонажи ко второй и третьей книге уравновешиваются с мужскими.
6. У персонажей есть физиология. Некоторые читатели записывают это в минус, но меня оно прям радует. Потому что если, например, у извозившегося в грязи раненого человека не начнется заражение, это будет странно, если после долгого перехода по горам и весям, персонажи, не помывшись, предадутся любви это будет противно, если на три месяца заточённая в подземелье узница остаётся прекрасной сияющей и соблазнительной это будет МериСью, а МериСью всегда убивает сюжет.
Сияет и не какает у нас только прекрасный лЫцарь, но он сам по себе легко всплывающая субстанция.
7. У персонажей есть психология и психофизиология. И они работают! И это радует.
Например, человек, состоящий в токсичных отношениях, худеет, хилеет и в целом плохо себя чувствует. Также нет вездесущих (особенно для янгэдалт и ромфант литературы) романтизации абьюзивных отношений, герои, конечно, наступают на грабли, но не пляшут на них до конца жизни, и это тоже радует.
Ключевые герои развиваются ну или раскрываются сообразно сюжету.
Например, Тамлин оказался далеко не добрым урчащим котиком в сияющих доспехах, а героиня не законсервируется в состоянии подростка, который хочет только вкусно кушать, сладко спать и много рисовать.
8. Отношеньки и лубофф… во всех её проявлениях – тема ну очень сильно на любителя, и я не сказать чтобы фанатка такого, но в данном контексте оно мне зашло.
Эту тему хорошо уравновесили интригами, войной, дружбой.
9. Шикарно прописаны боёвки, особенно магические. И это очень необычно для фэнтези и ромфанта. Как правило, писатели, пишущие про любовь, пишут про любовь, а драки оставляют за кадром или так их описывают, что лучше бы вообще не писали.
К слову, Маас учится на своих ошибках (книжный цикл "Стеклянный трон").
10. Даже если Маас будет продолжать цикл, то уже написанные 4 тома – это законченная история и читателю не придется, как например фанатам Дж. Мартина, годами жить от одной книги до другой.
Отдельно, для тех, кто заинтересовался и у кого чтение не пойдёт в тексте или тех, кто не сможет найти книгу в бумаге (новые тиражи раскупаются, как горячие пирожки), я могу посоветовать "Королевство шипов и роз" в начитке Лили Ахвердян. Лиля, как Игорь Князев, только круче. Лиля может на разные голоса и за людей, и за фейри, и за мужских, и за женских персонажей, и даже за говорящие магические артефакты. Лиля читала, а я как будто фильм смотрела.
Из минусов. На сегодняшний день, написано 4 книги и планируется ещё от 3-х до бесконечности. Есть подозрение, что Маас просто выдохнется. К сожалению, американские писатели в жанре фэнтези, ромфант и янгэдалт, очень часто начинают живо, ярко, интересно, а закончить не могут.
Хочется верить, что Сара Джанет нас и тут приятно удивит.

Маас С. Дж. Королевство шипов и роз / Пер. с англ. – Москва : Азбука-Аттикус, 2016. - 500 с.
Маас С. Дж. Королевство гнева и тумана/ Пер. с англ. – Москва : Азбука-Аттикус, 2017. - 760 с.
Маас С. Дж. Королевство крыльев и руин/ Пер. с англ. – Москва : Азбука-Аттикус, 2018. - 770 с.
Маас С. Дж. Королевство стужи и звездного света / Пер. с англ. – Москва : Азбука-Аттикус, 2019. - 230 с.