623701 г. Березовский, ул. Гагарина, д. 7
Версия для незрячих

Искусство праздничное, взволнованное…

27 августа – День Российского кино. Этот праздник отмечают деятели киноискусства России: режиссёры, сценаристы, киноведы, операторы, композиторы, актёры, художники – вся съёмочная группа. Также могут праздновать зрители, преподаватели вместе со студентами профильных высших учебных заведений, сотрудники Министерства культуры РФ и даже работники кинотеатра. Но откуда возник этот праздничный день и в чем заключается его главное значение?

Начало истории кинематографа датируется 1896 годом, когда состоялся первый киносеанс. Первый фильм уже отечественного производства продемонстрировали 2 (15) октября 1908 года в петербургском саду «Аквариум». Название этой картины – «Понизовая вольница». Она была снята режиссёром Владимиром Ромашковым и представляет собой экранизацию фрагмента пьесы («исторической былины») Василия Гончарова «Понизовая вольница», в свою очередь написанной по мотивам сюжета известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». Фильм стал одной из самых первых русских кинопостановок и одновременно объектом скандала из-за вопроса признания авторских прав сценариста: Гончаров обратился в Союз драматических и музыкальных писателей с письмом, в котором просил «охранять его авторские права во всех синтематографических театрах», но получил отказ, мотивированный парадоксально: его сценарии были признаны «механическими» и «не подходящими под определение литературного произведения»; указывалось также, что развитие синематографических театров идёт во вред развитию «настоящих театральных предприятий».

Несмотря на эту ситуацию, фильм получил положительные отзывы, в одном из которых выражен главный смысл части искусства и истории его в целом:

«Сцена», 1908, № 59:

«Картина эта до известной степени делает эру в истории русского кинематографического театра. В ней впервые наш синематограф вступает на национальную почву, в ней впервые он даёт роскошную и выдержанную в историческом колорите картину. Театр «Колизей», благодаря своему огромному экрану, смог блестяще поставить эту картину. Не останавливаясь ни перед какими затратами, он пригласил хор певчих, которыми будут исполнены «Вниз по матушке по Волге» и «Из-за острова на стрежень». Кто не знает красивую легенду о Стеньке Разине и персидской княжне, послужившей содержанием картины?»

С 27 августа 1919 года производство и показ кинофильмов перешел под контроль Народного комиссариата просвещения, по декрету о национализации (присвоение государством частной собственности и её дальнейшее управление в его интересах) кинодела.

В СССР кинематограф развивался активно. В каждой республике были созданы национальные киностудии. Среди известных режиссёров первой половины XX века были Дзига Вертов, Всеволод Пудовкин, Лев Кулешов, Владислав Старевич и Сергей Эйзенштейн. Некоторые их фильмы стали настолько известными, что даже вошли в золотой фонд мирового кинематографа. Среди них была картина Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин», вышедшая в 1926 году.

На смену немого кино пришли фильмы со звуком. В 1931 году вышла картина Николая Экка «Путёвка в жизнь», как первый советский художественный звуковой фильм. Затем на Первом Венецианском кинофестивале она была признана лучшей режиссёрской работой.

Среди знаменитых режиссёров второй половины XX века можно назвать Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Георгия Данелия, Сергея Бондарчука, Владимира Меньшова, Никиту Михалкова. Последние три даже являются обладателями премии «Оскар» с картинами «Война и мир», «Москва слезам не верит» и «Утомлённые солнцем».

В настоящее время в России работает около 40 киностудий. Одни из самых крупных – «Мосфильм», «Ленфильм», «Союзмультфильм», Киностудия имени М. Горького. В год снимают более 100 фильмов, а в кассовых сборах доля отечественного кино составляет около 30%.

Существование профессионального праздника кинематографистов имеет свое начало в 1980 году, когда был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 3018-X от 1 октября «О праздничных и памятных днях». В первое время он назывался «День советского кино», потом спустя 8 лет был переименован в «День кино», а в годы перестройки стал называться «День кино России». И лишь после распада СССР праздник получил окончательное название –«День Российского кино».

В конце 1990-х – начале 2000-х возник вопрос о дате и месяце проведения праздника. Мало того, что время чествования этой профессии многократно переносилось, так еще и была мысль объединить с другими смежными тематическими событиями. Так, День кино перенесли на 28 декабря, объединив с Международным днём кино. По сути, как национальный праздник, День Российского кино перестал существовать. Однако в 2001 году в Службе кинематографии Министерства культуры России было принято решение, что российский кинематограф достоин иметь свой собственный праздник и иметь независимую дату. Поэтому впредь День Российского кино стал отмечаться 27 августа, так как в этот день в 1919 году Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела в России.

Но все ли мы знаем о кино, хотя смотрим его много лет. Ведь как всякий вид искусства оно имеет свои тайны. Раскроем хотя бы некоторые из них с помощью книг.

Антон Долин «Как смотреть кино» (12+) из серии «Увлекательно и полезно: книги для подростков». Эта книга задумывалась как детская, но получилась книгой для всех. Самое важное и интересное о безбрежном и сложном мире кинематографа вы узнаете в кратчайший срок. Эта книга отличное начало для таких людей как я - растерянных новичков в кино. Много базовых списков фильмов, чтобы попробовать, несколько объяснений по истории кино и по работе кинематографа, ответы на различные вопросы и просто объяснения почему и зачем мы смотрим кино. Антон Долин, один из самых известных российских кинокритиков, разобрал главные вопросы о кино. Авторы книги ответственно подошли к своим задачам – Антон Долин тестировал текст на собственных детях (испытания прошли удачно!), а Константин Бронзит, знаменитый аниматор и художник (а еще номинант на премию «Оскар»), создал забавные и необычные иллюстрации. С их помощью вы совершите прекрасное путешествие по лабиринту кино – увлекательное, загадочное.


А какие фильмы можно считать великими? Об этом в книге Игоря Мусского «Сто великих отечественных фильмов» * (12+). Автор собрал лучшие фильмы, созданные в нашей стране. Это и всем известные и любимые картины («Веселые ребята», «Судьба человека», «Морозко», «Золотой теленок» и др.); неоднозначные («Броненосец Потёмкин», «Андрей Рублев», «Маленькая Вера» и др.); а также может быть для современного читателя фильмы совсем неизвестные («Комиссар», «Гамлет», «Машенька» и др.). Но автор не просто рассказывает сюжет картин. Особенно ценными являются воспоминания актеров, режиссеров, других членов съемочной группы. Эти выдержки из книг, дневников, интервью позволяют узнать неизвестные факты, интересные моменты, запоминающиеся истории.


Многие кинофильмы давно разошлись на цитаты: «Семен Семеныч!» («Бриллиантовая рука») или «Не мелочись, Наденька» (Ирония судьбы, или с легким паром»). Владимир Елистратов собрал многие из этих фраз в одну книгу «Словарь крылатых фраз российского кино» * (16+). Это настоящий словарь, собравший слова и речения из самых популярных художественных и мультипликационных фильмов. Словарная статья содержит толкование или описание ситуации, в которой зафиксировано употребление слова или выражения со ссылкой на источник (название фильма), а также краткий комментарий, иллюстрирующий особенности употребления данного выражения.


Мы уже немного рассказали об истории кино. Но если вам хочется узнать об этом побольше, то Илья Вениаминович Вайсфельд — российский и советский критик, киновед, киносценарист, редактор написал монографию «Так начиналось искусство кино» * (16+). Это, конечно, не развлекательное, зато познавательное чтение.

А об истории самой большой киностудии нашей страны Людмила Соколова написала книгу ««Мосфильм»: полная история нашего кинематографа» * (16+). Эта уникальная книга отражает все значимые вехи в истории гиганта русского кино. Вы найдете в ней великие имена, известные и любимые фильмы, популярные лица, а также увидите внутреннее устройство концерна и процесс съемок. Часть иллюстраций, использованных в книге, взята из закрытых архивов «Мосфильма» и впервые доступна массовому читателю. Прочитав эту книгу, вы не только узнаете интересные, смешные, трагические детали создания любимых фильмов, но и лучше поймете историю нашей страны в XX и XXI веке.


Для любителей сериалов (а они ведь тоже являются кино) можно предложить книгу Евгения Жаринова «Сериал как искусство. Лекции-путеводитель» (16+). Современному сериалу предшествует великое авторское кино, несущее в себе традиции классической живописи, литературы, театра и музыки. «Твин Пикс» и «Игра престолов», «Во все тяжкие» и «Карточный домик», «Клан Сопрано» и «Лиллехаммер» эти и многие другие работы действительно стоят того, что потратить на них свой досуг. Об истоках современного сериала и многом другом читайте в книге, написанной легендарным преподавателем на основе собственного курса лекций!



Многие известные актеры, режиссеры, художники написали свои воспоминания о кино и своей работе в ней. Даже простое перечисление этих книг займет не одну страницу. Но вы всегда сможете найти их в наших библиотеках. Вот только некоторые из них

Бондарчук Н. Сергей Бондарчук. Лента жизни / Наталья Бондарчук. – Москва : АСТ, 2020. – 319 с. : фот. ; 22 см. – (Зеркало памяти).

Васильева В. Золушка с Чистых прудов / Вера Васильева. – Москва : АСТ, 2017. – 381, [2] с. : фот., фот. цв. ; 22 см. – (Контур времени)

Вульф В. Серебряный шар : мемуары / В. Я. Вульф. – Москва : АСТ, 2007. – 360 с.

Говорухин С. Вертикаль. Место встречи изменить нельзя / Станислав Говорухин ; редактор–составитель В. Краснопольский. – Москва : Э, 2016. – 539 с. ; 21 см. – (Свидетель эпохи).

Ливанов В. Судьба и ремесло : актерские истории / Василий Ливанов. – Москва : Алгоритм, 2017. – 270, [1] с. : ил. ; 21 см. – (Жизни и роли).

Ливанов В. Эхо одного тире / В. Б. Ливанов. – Москва : АСТ, 2013 – . – (Портрет эпохи).
Кн. 1 : Путь из детства. – 2013. – 256 с. : ил., фот.

Лунгин С. Виденное наяву / Семен Лунгин ; вступительная статья Адольфа Шапиро. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2017. – 399 с. : фот. ; 22. – (Подстрочник).

Михалков Н. Территория моей любви : автобиография / Н. С. Михалков. – Москва : Эксмо, 2015. – 407, [2] с. : фот., фот. цв. ; 22 см. – (Михалков Никита. Книги знаменитого актера и режиссера).

Ностальгия по Тарковскому : сборник / составитель Я. Ярополов. – Москва : Алгоритм, 2007. – 301, [2] с. : ил. ; 21. – (Юбилеи).

Папанов А. Холодное лето / А. Д. Папанов. – Москва : АСТ ; Москва : Зебра Е, 2010. – 223 с. : фото. – (Актерская книга).

Ширвиндт А. Schirwindt, стертый с лица земли : книга воспоминаний / А. А. Ширвиндт ; [худож. Н. Колпакова]. – Москва : Эксмо, 2009. – 207 с. : ил. ; 20 см. – (Юмористика. Шут с тобой).

Проведите 27 августа за просмотром отечественных фильмов, устроив домашний сеанс, или организуйте семейный или дружеский поход в кинотеатр.

*Книга имеется в фонде БЦБС.


В публикации использованы материалы сайтов

https://www.livelib.ru/ 
https://dzen.ru/ 


Список литературы

Вайсфельд, И. Так начиналось искусство кино : монография. - Москва : Союз кинематографистов СССР. ВТПО "Киноцентр", 1988. - 64 с. : ил.

Долин А. Как смотреть кино. – Москва : Альпина Диджитал, 2019. – 100 с. : ил. – (Увлекательно и полезно: книги для подростков)

Елистратов В. Словарь крылатых фраз российского кино. - Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 333] с. - (Словари для интеллектуальных гурманов).

Жаринов Е. Сериал как искусство : лекции-путеводитель. – Москва : АСТ, 2015. – 360 с. 6 ил.

Мусский И. Сто великих отечественных кинофильмов / И. А. Мусский. - Москва : Вече, 2006. - 476 с. : ил. - (Сто великих).

Соколова Л. «Мосфильм» : полная история нашего кинематографа / Людмила Соколова ; предисловие Карена Шахназарова. - Москва : АСТ : Времена, 2021. - 350 с. : фот. (В ритме эпохи). -.