Алексей Сальников: «Писать и работать – это не что-то героическое, это естественно»
26 апреля 2023 года в пресс-центре ТАСС объявлены произведения, вошедшие в длинный список восемнадцатого сезона Национальной литературной премии «Большая книга».
Среди номинантов и наш земляк Алексей Сальников с произведением «Оккульттрегер». Предлагаем познакомиться поближе с этим писателем.
Алексей Сальников ворвался в литературный мир со своей книгой «Петровы в гриппе и вокруг него» сравнительно недавно, в 2016 году. За него писатель получил премию «Национальный бестселлер» и приз критической академии премии «НОС». С тех пор Алексей написал еще несколько книг, которые также вызывают интерес, хотя и неоднозначны в оценках и критиков, и читателей.
Алексей Борисович Сальников родился в 1978 году в городе Тарту Эстонской ССР. С 1984 года живёт на Урале, в Свердловской области: сначала в посёлке Горноуральский, затем в Нижнем Тагиле, а с 2005 года в Екатеринбурге. Окончил два курса сельскохозяйственной академии, проучился один семестр у Юрия Казарина на факультете литературного творчества Екатеринбургского театрального института.
Дебютировал как поэт. Публиковался в «Литературной газете», журналах «Уральская новь», «Воздух», «Урал», альманахе «Вавилон», выпусках антологии «Современная уральская поэзия».
«Кем я только в жизни не работал: я был отделочником, я работал в автосервисе, я что-то сторожил, что я только не делал, но в это время я всегда писал. В морге, как Бродский, не работал, зато как Цой в котельной — да.
Это нормально как раз для литератора — заниматься чем-то еще сторонним. Поскольку литература и есть жизнь, и не бывает литературы без жизни: литература — это ее отражение. Любая деятельность — это погружение в человеческую речь, это всегда какие-то новые фразы, особенно если в коллективе работаешь. Это все само без жизни не появится, поэтому писать и работать — это не что-то героическое, это естественно. Я всегда считал, что главное мое занятие — писательство. Были периоды отчаяния, как будто бесцельность какая-то, думаешь: «ну пишешь ты, пишешь — что толку?»».
Считается, что Алексей пишет в жанре городского фэнтези. И правда, его книги нереальны, фантазийные, но одновременно кажется, что это про нас.
«Петровы в гриппе и вокруг него» (18+) не первый роман, первым был «Отдел» (18+), который был опубликован в журнале «Волга» в 2015 году, книгой же вышел уже только в 2018 году, после «Петровых» с их успехом.
Главный герой, Игорь, был уволен из органов с «волчьим билетом». Дело в том, что он раскрыл преступную махинацию своих коллег, чем навредил многим людям. Не любят в органах, когда копают под «своих». Год прошел в бесплодных поисках работы, и вот теперь Игорь идёт устраиваться в загадочный Отдел. Что предстоит ему делать, главный герой пока не знает. В глухой промзоне в полузаброшенной котельной ему предстоит выполнять непростую работу. Игорю с коллегами приходится убивать людей, причем из совершенно разных слоев общества. В чем они повинны, герои не знают. Цель деятельности большинству не ясна. У них есть приказ и этим все сказано. Отдел служит государству, но формально нигде не значится. Приказы поступают откуда–то «сверху», а контролируются безликим Олегом, которого никто никогда не видел. Жертв не просто убивают, а подвергают предварительному допросу, вызывающему поначалу некоторое недоумение. Все это настолько абсурдно, что даже хорошо. Однако убийства занимают лишь малую часть времени – в основном сотрудники Отдела строчат целую гору отчётов, в деталях описывая все свои действия. Если убрать убийства – ничего не напоминает? Параллельно с этим нам показывают рутинную бытовуху. Герой приходит домой, общается с женой и сыном, и в общем живёт самой обычной жизнью. Родные Игоря показаны очень схематично, что, по моему мнению, сделано умышленно. Практически каждый в этих людях может увидеть в них своих родственников. В этой отдельно взятой семье показана бытовая драма – жена сначала изменяет, а потом уходит от Игоря к более молодому любовнику. В общем все как в жизни.
Роман прошел незамеченным, в отличие от нашумевших «Петровых».:
«Петровы» — это такая шкатулка со всякой мелочевкой, у меня такой нет дома, но все равно всякий хлам лежит по полочкам, дебильные магнитики висят на холодильнике. Самый идиотский я приобрел в Калининграде — зачем-то купил здоровенный магнит с надписью: «Калининград», который не держится на холодильнике сам по себе, только если упирается в другие магниты. Или мышка плюшевая, которую давали в аптеке за покупку от двух тысяч». (А. Сальников)
Грустный автослесарь Петров, а затем его жена - библиотекарь Нурлыниса Петрова и их сын-школьник заболевают гриппом накануне Нового года. И вот несколько дней мы наблюдаем их передвижения по городу, по квартире, их общение со знакомыми и случайными людьми на улицах, в троллейбусе, в аптеке, на детском утреннике. Передвижения эти иногда осмысленны, но чаще хаотичны, состояние героев под влиянием болезни то размягченное, то крайне взвинченное, и сопровождается провалами героев то в далекое, то в недавнее прошлое. А также полубредовыми высокотемпературными мыслями. Петров кажется очень скучным, но оказывается у него есть «второе дно» он рисует комиксы. В своих мыслях Петров-старший живет совсем иной, другой, более высокой, яркой, светлой жизнью полу-писателя, полу-художника. Жена Петрова – библиотекарь – тайная маньячка. Библиотека для нее – нелюбимое место работы, куда она должна ходить ежедневно, наблюдать там странных читателей, оставаться сверхурочно с любителями литературных посиделок, тайно мечтая их убить. Вот интересно, чем так не угодили писателю библиотекари, что он выбрал для своей героини эту профессию? После развода родителей сын живет с Петровой. Мать контролирует его, по возможности, и тоже тихо ненавидит. Она ненавидит всех. Есть в романе и тема школы. Родительские собрания, на которые никто не ходит, странные задания детям, которые не понимают родители. Кажется, что мы находимся где-то в бреду сумасшедшего или сами бредим. При этом роман отличается какой-то необъяснимой притягательностью. В нем встречаются такие точные наблюдения и неожиданные метафоры, такие классные остроты, что сначала даже не замечаешь нарастания какой-то вселенской почти экзистенциальной грусти. «Стоит помнить, что юмор для всех разный, и роман кому-то покажется дико смешным, а для кого-то он будет чернушным и беспросветным, потому что самое смешное сейчас — это правда». (А. Сальников)
Следующий роман Сальникова «Опосредованно» (18+) кажется о реальной жизни. Но нет, в мире романа есть особый вид наркотиков «стишки». Это реальные стихи, но не все подряд, а написанные особым образом, вызывающие у людей особые состояния, а потом и зависимость. В этом участвуют даже стихи русских классиков.
Девушка Лена сочиняет свое первое стихотворение в семнадцать лет, чтобы получить одобрение старшего брата лучшей подруги. А потом не может бросить. Стишки становятся для нее и горем, и утешением, и способом заработать, и колдовством, и частью быта - ближе родных и друзей. Но даже и это не главное. Роман опять полон описаний обычной жизни обычной женщины. И тут есть все: взаимоотношения с людьми, быт, а также любовь. Но все это как-то подернуто флером нереальности из-за стишков. Перед нами жизнеописание Лены с детства до зрелых лет. Вот только конец, как это часто бывает скомкан.
Последняя на настоящий момент книга «Оккульттрегер» (18+) тоже написана в жанре городского фэнтези. Там есть херувимы, демоны, бесы, но выглядят они как обычные люди, только заняты не совсем обычными делами, иногда очень даже благотворительными. Как говорят герои книги, до плохого люди и сами додумаются, а нам бы что-то хорошее. А еще есть главная героиня Прасковья. Она оккульттрегер. Что это слово означает и как оно появилось, внятного объяснения нет. Вроде бы от слова культуртрегер, которое имеет два значения: империалист колонизатор, участвующий в эксплуатации населения порабощённых стран, колоний под предлогом насаждения культуры и носитель культуры, распространитель просвещения. Ну а оккульттрегер еще и связан с оккультизмом. Чем же занимается Прасковья на протяжении своей бессмертной жизни? Да, много чем. Но главное ее дело – уничтожение мути и сохранение тепла в городах. Ведь если они остынут, то исчезнут. Действие происходит на Урале, и вы встретите знакомые города – Нижний Тагил и Серов. Она, конечно, не единственный оккульттрегер, но их мало. А дел все больше. А вообще-то это книга про нас. Как мы сами доводим свою жизнь до ужасов, что нам не хватает доброты и в ответ мы тоже озлобляемся. Текст читается очень легко, вот только непонятно зачем использовать ненормативную лексику. Вот никакой смысловой и даже эмоциональной нагрузки я не заметила.
Книги этого уральского писателя для взрослых. Оценки как мы уже и говорили неоднозначные, но чувствуется как растет мастерство от романа к роману.
«Литература и искусство вообще — это такой тренажер для терпения, в любом случае это всегда непредсказуемо. Надо просто получать удовольствие от того, что в настоящем происходит. А если о будущем задумываться, то надо набраться терпения, чтобы чего-то достичь». Алексей Сальников.
В публикации использованы материалы сайтов:
https://66.ru/
https://www.livelib.ru/
https://www.livelib.ru/
Список литературы
Сальников А. Оккульттрегер – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. – 413 с. – (Классное чтение).
Сальников А. Опосредованно. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2019. – 413 с. – (Классное чтение).
Сальников А. Отдел. — Москва : Livebook, 2018. — 429 с.
Сальников А. Петровы в гриппе и вокруг него. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2020. – 411 с. – (Классное чтение).